Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Что этруски сделали для нас?

Богатая цивилизация, которая господствовала на Апеннинском полуострове до прихода римлян, оставила наследие, полное неожиданностей. Объясняем, почему именно этрускам мы обязаны нашим письмом, формой городов, искусством Возрождения — и даже фильмами ужасов.

Они научили нас читать и писать (ну, в каком-то смысле)

Задолго до того, как римляне стали владыками античного мира — до того, как Цезарь перешёл Рубикон, Клавдий вторгся в Британию, а Везувий погреб Помпеи, — итальянский полуостров был под властью другой цивилизации: этрусков. Возможно, вы о них слышали, а, может, это имя для вас ничего не значит. Но их влияние отрицать сложно: оно продолжалось и во времена римского господства (римляне занимали этрусские поселения), и в Средневековье, и до наших дней.

Этруски, чьё имя отразилось в современном названии региона Тоскана, появились в Центральной Италии около 900 года до н. э. Их земля — Этрурия — лежала между реками Тибр и Арно. Их города часто строились на величественных плато, откуда открывался вид на плодородные земли и почвы, богатые металлами, — именно они принесли этрускам богатство. Их порты выпускали суда в Тирренское море (название — греческого происхождения), и торговля доходила до Испании и Ближнего Востока.

Если вы что-то знаете об этрусках, то, возможно, как о злодеях римских рассказов или греческих мифов. Но кем же они были на самом деле? Как они жили? И какое влияние они оказали на нашу жизнь сегодня?

Фрагмент этрусской таблички из слоновой кости VII века до н. э. с выгравированным алфавитом, найденный в Марсильяна-д’Альбенья, Тоскана
Табличка для письма из слоновой кости, обнаруженная в Марсилиане д’Альбенья.  Символы этрусского алфавита, начертанные сверху, явно повлияли на современные латинские буквы (Фото: Getty Images).

Начнем с того, что без этрусского алфавита латинские буквы, используемые в современном английском письме, могли бы развиться совершенно иначе. Этрусские знаки явно испытали влияние греческой и финикийской письменности, но при этом выглядят настолько знакомыми, что читать их относительно легко.

Важное открытие было сделано в Марсильяна-д’Альбенья, на юге Тосканы: там, в погребении, нашли крошечную письменную табличку из слоновой кости VII века до н. э. По верхнему краю вырезан этрусский алфавит — буквы идут справа налево, как это делали этруски. Некоторые знаки ещё не приняли привычные нам формы — например, H, I и M выглядели иначе, — но истоки нашего современного латинского письма очевидны.

Однако есть загвоздка: лингвисты до сих пор не до конца понимают этрусский язык. Читать слова несложно, но их значение не всегда ясно. Известно, что этрусский не относился к индоевропейским языкам, то есть не был родственен латинскому, умбрскому и большинству других языков древней Италии.

Есть и другая проблема: этрусских текстов сохранилось мало. Мы знаем, что этруски активно писали и читали — от инициалов на ткацких инструментах до подробных юридических договоров, — но, поскольку большинство текстов создавалось на льняной ткани, до наших дней их дошло очень мало.

Встречаются, правда, исключительные находки: удивительная этрусская религиозная книга, разрезанная на бинты для мумии, или золотые таблички с хвастливыми записями о дарах местного политика храму. Но поэзии или исторических хроник этрусков мы пока не имеем.  Возможно, этрусский Геродот ещё ждёт своего часа в земле. А пока нам остаются только взгляды на этот народ глазами его врагов — и воспринимать их стоит с изрядной долей скепсиса.

Они были новаторами в градостроительстве

Этруски отличались выдающимися способностями к планировке городов — и именно этот успех частично объясняет, почему мы так мало знаем об их культуре. Археологические исследования показали, что некоторые этрусские поселения существовали на одних и тех же местах веками, начиная ещё с раннего железного века. Многие из этих городов были настолько удобны и популярны, что оставались заселёнными и в Средневековье, и в Новое время. В результате значительная часть свидетельств этрусской жизни скрыта сегодня под извилистыми улочками живописных итальянских городков и мегаполисов.

Археологические раскопки этрусского города Марцаботто близ Болоньи, VI век до н. э., с остатками улиц и зданий, выстроенных по сеточной планировке
Этрусское поселение, известное нам как Мардзаботто, близ Болоньи, было построено в VI веке до н. э. по аккуратной сеточной схеме — это яркий пример раннего градостроительства, оказавшего влияние на римлян. (Фото: Getty Images)

К счастью, благодаря сохранившимся уникальным находкам мы довольно хорошо понимаем, как этруски организовывали жизнь в своих городах. Мардзаботто, вероятно, был основан как «новый город» в VI веке до н. э. и отличался чёткой прямоугольной планировкой (ортогональной системой), где были предусмотрены как общественные пространства, так и жилые дома. Письменные источники упоминают должность зилата — магистрата, отвечавшего за содержание дорог, и ещё одну должность, связанную с контролем мер и весов. Город был разрушен вторгшимися галлами в IV веке до н. э., но именно он олицетворяет расцвет этрусской экспансии.

Сложные урбанистические сообщества этрусков оказали огромное влияние на их преемников. Прямоугольная планировка римских лагерей и знаменитые инсулы (многоквартирные дома) в Помпеях и других местах явно восходят к этрусским градостроительным принципам. Более того, достоверно известно, что этруски занимали Помпеи, и именно при них там появились первый форум и Храм Аполлона.

От Мардзаботто до Мильтон-Кинса — ортогональная или сеточная планировка продолжает оказывать влияние на урбанизм и сегодня.

Они придумали концепцию боя как развлечения

Наверное, самая культовая сцена из, пожалуй, самого культового фильма 2000 года — многократного оскароносца «Гладиатор» Ридли Скотта: Максимус (в исполнении Рассела Кроу) идёт сквозь пшеничное поле в загробную жизнь. Снята она была в Валь-д’Орче, в Тоскане, в самом сердце древней этрусской земли. Совпадение? Возможно. Но, учитывая роль этрусков в зарождении гладиаторских боёв, это выглядит весьма символично.

Хотя гладиаторы навсегда останутся символом Древнего Рима — не в последнюю очередь благодаря Спартаку и тому же Максимусу, — именно этрускам мы обязаны возникновением этой жестокой формы зрелища.

Доказательств этому немало — прежде всего сеть расписных гробниц в Тарквинии, примерно в 70 км к северо-западу от Рима. Эта поразительный некрополь хранит десятки погребальных камер, украшенных изображениями этрусской жизни и представлений о загробном мире. Некоторые фрески вдохновляют своей тонкой наблюдательностью за природой. Другие же тревожат — они демонстрируют масштабы человеческой жестокости.

Возьмём, например, Гробницу авгуров конца VI века до н. э. Здесь изображены погребальные игры — состязания силы и ловкости в честь умерших. Мы видим двух обнажённых борцов, сцепившихся перед тремя сложенными чашами — очевидными наградами. Рядом стоит судья с литуусом, жезлом с изогнутым верхом, символом ритуальной власти.

До этого момента всё выглядит довольно безобидно. Но на другой стене мы видим более мрачную сцену: человек в маске держит длинный поводок, на котором сдерживает животное, яростно терзающее ноги другого мужчины. Тот вооружён дубинкой, но полностью запутан и беспомощен. Животное может быть собакой, но, скорее всего, это чёрная пантера — на это указывают длинный хвост и острые когти.

Этот жестокий поединок между человеком и зверем является прямым предшественником знаменитых римских игр, для которых завозили тысячи животных. Даже названия некоторых должностных лиц на этих состязаниях римляне заимствовали у этрусков. А зловещий персонаж Харон, добивавший раненых гладиаторов тяжёлым молотом, восходит к этрусскому демону смерти Харуну.

Римляне, безусловно, усовершенствовали и превратили в грандиозное зрелище концепцию вооружённого боя как развлечения. Но придумали её явно не они.

Они довели нас до ужаса

В 1972 году любители ужасов погрузились в мрачную историю интриг и смерти, действие которой происходило в Центральной Италии, — фильм «Этруск убивает снова». Лента рассказывает о серии убийств, совершённых маньяком, который получает удовольствие от расправы над молодыми парами и выставляет их тела в позах, имитирующих этрусское искусство. Идея звучит странно, но это не помешало фильму стать культовой классикой.

Этруски и их родина оказались богатым источником вдохновения для писателей и режиссёров. Так, сцены из сверхуспешной книжно-киношной саги «Сумерки» разворачиваются в этрусском городке Вольтерра. А отмеченный наградами фильм «Химера» (2023) рассказывает о грабителях гробниц под руководством обедневшего британского археолога, пытающихся украсть артефакты с этрусской раскопки.

Этрусский бог подземного мира Айта изображен на надгробной росписи в Тарквинии человеком в волчьей шкуре. (Фото: Bridgeman Images).

Ужасающие образы на фресках в гробницах Тарквинии особенно сильно повлияли на культурное воображение — возможно, именно они вдохновили современные изображения оборотней. Среди них выделяется фигура мужчины с волчьей шкурой на голове — это Айта, этрусский бог подземного мира. Есть и другие демоны «волчьего типа»: например, Калу, изображённый на урнах из Перуджи и Вольтерры. Его часто показывают выскакивающим из колодца или сундука и нападающим на группу героев.

Этот миф очень древний: бронзовая ситула (сосуд) VIII века до н. э. из Бизенцио изображает группу вооружённых мужчин, сражающихся с чудовищным псом. Этот страшный образ просуществовал в этрусской культуре более 500 лет — и его наследие пугает нас до сих пор.

В Тарквинии, в «Гробнице синих демонов» (конец V века до н. э.), мы видим чудовищ с синей кожей, вооружённых змеями. А в «Гробнице инфернальной колесницы» в Сартеано изображён трёхголовый змей, который способен преследовать вас в кошмарах.

Они вдохновили эпоху Возрождения

Какая связь между этрусками и Микеланджело, Рафаэлем и Боттичелли? Вопрос звучит странно, ведь к тому времени, как творили великие мастера Возрождения, более древняя цивилизация этрусков была поглощена Римом как минимум за тысячу лет до этого. Но стоит заглянуть в Капеллу Скровеньи в Падуе, и связь уже не покажется столь нелепой.

Здесь хранится одно из величайших произведений западного искусства — цикл фресок, написанный флорентийским художником Джотто в 1303–1305 годах. На них изображены сцены из жизни Иисуса и Девы Марии. Но особенно примечательна фреска «Страшный суд» — и прежде всего ужасающий образ Сатаны, в котором угадываются тревожные отголоски этрусского искусства.

Дьявол у Джотто — с кожей лазурного оттенка, того самого цвета, что и демоны из «Гробницы синих демонов» в Тарквинии, созданной этрусскими мастерами за 1700 лет до этого. К тому же его окружают змеи — в позе, почти идентичной этрусскому изображению. Мог ли Джотто быть знаком с работами своих древних предшественников?

Фреска Джотто «Страшный суд» в капелле Скровеньи XIV века в Падуе изображает Сатану с лазурной кожей — возможно, вдохновлённого образами из этрусской Гробницы синих демонов. (Фото: Alamy)

Этрусское искусство могло повлиять на культуру Возрождения и в менее мрачных формах. Так, Джованни Боккаччо в своей «Комедии флорентийских нимф» (ок. 1341–42) называет тосканскую идиллию «Этрурией». Философ Леонардо Бруни с гордостью описывает этрусскую историю Флоренции в своём труде «История флорентийского народа», начатом в 1415 году.

Вряд ли случайно, что первое упоминание об открытии этрусской керамики связано именно с родным городом Бруни — Ареццо. Там, во время строительства городской стены в 1282 году, были обнаружены артефакты, которые тщательно описал монах Ристоро д’Ареццо.

Эпоха Возрождения, несомненно, вдохновлялась всем спектром античного искусства. Но можно с достаточной уверенностью сказать, что именно флорентийское Возрождение было особенно глубоко связано с этрусским наследием самого города.

Они пробудили нашу любовь к древним грекам

Ничто так не символизирует Древнюю Грецию, как аттические вазы с красно- и чернофигурными росписями. Сюжеты на них — от батальных сцен до эротики — превратили эти изделия в настоящие иконы античного мира.

Но почему мы говорим о них в статье про этрусков? Ответ прост: подавляющее большинство дошедших до нас цельных образцов аттической керамики было найдено в этрусских гробницах в конце XVIII – начале XIX века. В то время их даже называли «этрусскими вазами». Североевропейские коллекционеры, вернувшиеся из Гран-тура, гордо выставляли эти сосуды в специальных этрусских залах. Гончар Джозайя Веджвуд был настолько вдохновлён, что назвал свою фабрику Этрурия и выпускал серию керамики, имитирующую эти «этрусские вазы».

Этрусская терракотовая амфора пятого века до нашей эры, выполненная под влиянием аттической керамики. (Фото: Getty Images)

Эта связь была забыта, когда искусствоведы окончательно признали греческое происхождение сосудов. Но почему этруски так высоко ценили греческую керамику, что хотели быть похороненными с ней? Это нельзя объяснить лишь идеями культурного превосходства греков — особенно с учётом того, что некоторые формы сосудов, разработанные в Этрурии, позже начали производить в Афинах.

Полного объяснения «греческой страсти» этрусков у нас до сих пор нет. Но мы можем с уверенностью сказать одно: без этрусских коллекционеров тысячи этих сосудов были бы утрачены навсегда — а вместе с ними и их влияние на керамику XIX–XX веков.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *