Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Хитроумный средневековый приём, который уничтожил последнее убежище упрямого язычества в Европе

Объясняем, как средневековая церковь покорила последних язычников Европы не только силой, но и захватом их священных мест.

Одним из самых действенных инструментов в арсенале средневекового христианства было присвоение и переосмысление языческих святынь. Кафедральные соборы, часовни и святыни часто возводились на местах, где некогда стояли рощи, источники и храмы многобожников.

Встраивая христианство в привычный ландшафт, церковь давала людям ощущение, что священные места, которые они знали испокон веков, по-прежнему обладают силой. Единственным различием было то, что теперь они находились под покровительством нового бога.

Этот тактический ход оказался решающим на Балтике — последнем оплоте язычества в Европе. Обращение Литвы в конце XIV века было достигнуто не только военной силой, но и символическим присвоением и вытеснением священного пространства.

Что мы подразумеваем под словом «язычник»?

Как поясняет фольклорист и историк Фрэнсис Янг, само слово «язычник» несёт в себе определённый исторический груз.

«Слово “язычник” (pagan) вызывает у меня смешанные чувства. По сути, оно просто означает любого, кто не является христианином, но иногда его удобно использовать как сокращённое обозначение для традиционных верований предков».

В поздней Римской империи paganus возникло как уничижительное прозвище. Оно высмеивало тех, кто упорно держался за старые обычаи в то время, как христианство распространялось всё шире, и под одной презрительной меткой объединяло множество разных традиций. На самом же деле дохристианские верования Европы были разнообразными, древними и глубоко связанными с природным миром.

Многообразие дохристианских верований

По всей Европе религиозная жизнь предков выражалась через пёструю мозаику локальных обрядов.

«Дохристианские балтийские народы имели различные языческие традиции и верования: шаманизм на крайнем севере, поклонение рощам, священным огням и камням. Это было многобожие, включавшее жертвоприношения и возлияния», — объясняет Янг.

В Арктике саамские шаманы использовали бубны, пение и дым, чтобы входить в транс и общаться с духами. В Прибалтике литовцы, латыши и пруссы чтили священные рощи, поддерживали вечные огни и приносили дары на валуны, которые считались вместилищем божественной силы.

Многобожие было нормой: богу грома, плодородия, охоты или лесов приносили жертвы в виде животных, еды или пива. Общим для всех этих традиций было их глубокое переплетение с природным ландшафтом — холмы, реки и камни воспринимались как воплощения божественного.

Древние корни, уходящие в тысячелетия

Многие из этих обрядов были удивительно древними. Так, археологические исследования в Карелии, на границе Финляндии и России, выявили священные камни, которым поклонялись на протяжении тысячелетий.

«Эти камни, по-видимому, использовались ещё со времён бронзового века», — отмечает Янг.

С выемками, оставленными веками подношений, эти ледниковые валуны демонстрируют поразительное преемство. Даже когда по Европе сменялись империи, менялись смыслы и трансформировались традиции, сами эти места оставались опорными точками языческой веры.

Чтобы вытеснить столь древние и глубоко укоренившиеся практики, одних проповедей было недостаточно. Церкви требовалось овладеть этими пространствами, активно заменяя древние ритуалы христианскими обрядами, совершаемыми на той же земле.

Миндаугас, коронованный около 1253 года, был первым и единственным королём Литвы. Его кратковременное христианское правление стало важным, но спорным моментом в процессе перехода региона от язычества к христианству в Высоком Средневековье. (Фото: Getty Images)

Как церковь побеждала через преемственность

Пример Литвы ярко демонстрирует этот процесс. В середине XIII века король Миндаугас на короткое время принял христианство и построил собор в Вильнюсе. Но после его убийства Литва вернулась к вере предков, а само здание было переосмыслено.

«Если посмотреть на момент обращения Литвы, то храм, посвящённый Перкунасу, богу грома, изначально был церковью и, возможно, даже собором. Наследники Миндаугаса сняли крышу, возвели внутри алтарь, и приносили жертвы Перкунасу», — объясняет Янг.

Когда Литва официально приняла христианство в 1387 году при великом князе Ягайло, францисканцы разрушили языческий алтарь, убрали идола Перкунаса и просто вернули крышу на место — превратив здание обратно в христианский собор.

Этот собор и поныне стоит в Вильнюсе, его камни хранят следы истории храма, святыни и церкви.

Последний оплот языческой Европы

Литва и Латвия были двумя последними бастионами языческой Европы. В других местах правители приняли христианство на века раньше: Хлодвиг у франков — в V веке, Олаф Трюггвасон в Норвегии около 1000 года, вскоре за ними — правители Польши и Венгрии.

Но на Балтике традиции предков сохранялись до позднего Средневековья. С XII века регион стал целью Северных крестовых походов — кампаний по завоеванию и обращению «языческого севера».

Главную роль в них играли Тевтонские рыцари — германский военный орден, основанный во время крестовых походов на Святой Земле. Потеряв влияние на Ближнем Востоке, они обратили усилия к Балтике, возводя замки и ведя войны с местными народами.

При поддержке папы и европейских монархов рыцари воспринимали себя как крестоносцев, ведущих святую войну, столь же законную, как походы в Иерусалим. Для литовцев и их соседей это означало целые поколения вооружённых вторжений, насильственных крещений и политического давления с целью принятия христианства.

Удивительно, но Литва сопротивлялась дольше любого другого европейского государства. Даже в XIV веке она оставалась одним из последних официально языческих королевств континента, лавируя между военным сопротивлением рыцарям и прагматичной дипломатией с христианскими соседями.

Одним из способов сохранения язычества в Литве была её религиозная терпимость. На её территории позволялось жить христианским монахам и проповедникам, что было крайне редким явлением для Средневековья.

Однако сочетание длительного военного давления и символических стратегий — таких как захват священных мест — в конечном счёте обеспечило победу христианства.

Хитроумный средневековый приём с долгим наследием

Возводя церкви на местах древних святынь, средневековая церковь нашла способ побеждать через преемственность. По всей Европе священные источники, древние камни и почитаемые рощи получали новое значение — становились крещальными купелями, фундаментами церквей или христианскими реликвиями. Люди могли продолжать собираться в привычных местах, но теперь обряды провозглашали верховенство Христа.

Эта тактика сработала по всему континенту. В Британии приходские церкви возводились возле священных источников. В Риме христианские базилики заменяли языческие храмы. В Ирландии святыни, связанные с друидами, превращались в монастырские основания.

Приспосабливаясь, а не уничтожая, церковь одержала победу в долгой борьбе с древними религиями Европы и покорила последний бастион балтийского язычества.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *