Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Основан ли «Дом Гиннессов» на реальных событиях? Вот настоящая история, лежащая в основе драмы Netflix

Правда и вымысел перемешаны в новой драме Netflix «Дом Гиннессов», как свеженалитая кружка знаменитого «чёрного напитка». В этом материале мы разбираемся, что действительно известно о семье, стоящей в центре сюжета, и объясняем ключевые события ирландской истории, столь важные для действия сериала.

«Дом Гиннессов» переносит нас в XIX век — во времена одной из самых могущественных пивоваренных династий мира. В духе «Наследников» история начинается с того, что несколько братьев и сестёр наследуют ключи от пивоварни «Гиннесс» в Дублине в 1868 году.

Это эпоха глубочайшего политического и религиозного раскола в Ирландии — впереди протесты, заговоры и восстания. Технологический прогресс приносит и новые возможности, и новые угрозы. Семье Гиннесс предстоит бороться за сохранение власти и хранить тайны, которые, если всплывут наружу, способны разрушить весь их «дом».

Основан ли «Дом Гиннессов» на реальных событиях?

Как говорится в начале сериала, «Дом Гиннессов» «вдохновлен реальными событиями» и действительно включает исторические фигуры из династии Гиннессов, а также подлинные события, происходившие в Ирландии 1860-х годов. Однако большая часть действия вымышлена или основана на крайне скудных исторических данных.

Сериал начинается 27 мая 1868 года — в день похорон сэра Бенджамина Ли Гиннесса. Внутри пивоварни «Ворота святого Джеймса» в Дублине мастер предупреждает о надвигающихся неприятностях. И они не заставляют себя ждать: бутылки одноимённого стаута разбиваются о ворота завода, чучела покойного Гиннесса сжигаются в знак протеста. Пока пышная похоронная процессия движется мимо ворот, войска пытаются усмирить толпу, протестующую против «похоронного парада богатого юниониста».

То, что следует за этим, — жестокое и кровавое столкновение, однако нет никаких свидетельств, что подобные волнения когда-либо происходили.

То же самое можно сказать и о событиях последующих восьми серий, где вымысел и догадки преобладают в этой мрачной и бурной саге, скачущей от закоулков дублинских доков до изысканных особняков на Сант-Стивенс-Грин.

Артур Эдвард Гиннесс, 1-й барон Ардилаун (слева), изображён в сериале «Дом Гиннессов» актёром Энтони Бойлом (справа). (Изображение: Alamy / Ben Blackall / Netflix)

В «Доме Гиннессов» на первом месте стоит драма, и создатели не стремятся воспринимать себя чересчур серьёзно. Тем не менее в сериале можно найти немало зёрен правды. Действие разворачивается в Ирландии после разрушительного голода, после массовой эмиграции, в обществе, раздираемом глубокими религиозными и классовыми противоречиями.

Читайте дальше, чтобы отделить факты от вымысла и узнать о подлинной, напряжённой истории разделённой и предвзятой Ирландии XIX века — тогда находившейся под британским владычеством — и восточного побережья США, которое также играет значительную роль в драме.

Какова реальная история, лежащая в основе «Дома Гиннессов»?

Артур Гиннесс (основатель пивоварни — не тот Артур, что в сериале) начал варить свой легендарный стаут в середине XVIII века, арендовав участок Ворота святого Джеймса в Дублине в 1759 году за 45 фунтов в год сроком на… 9000 лет.

Сначала Артур производил эль, но вскоре прославился более тёмным пивом — портером, который к концу XVIII века стал выпускаться в таких масштабах, что сделал «Гиннесс» одной из крупнейших пивоварен Дублина.

В середине XIX века пивоварня сделала новый скачок вперёд — благодаря использованию паровых машин, промышленной эффективности и строгому контролю качества, что обеспечило «Гиннесс» значительное преимущество над конкурентами. К 1860-м годам, под руководством Бенджамина Ли Гиннесса (внука основателя), предприятие уже обеспечивало работой тысячи дублинцев — в основном католиков.

Гравюра, изображающая внешний вид пивоварни «Гиннесс» в Дублине, датируется XIX веком. (Фото: Getty Images)

Семья также активно занималась общественной благотворительностью — Бенджамин использовал своё огромное состояние, чтобы финансировать общественные проекты, такие как реставрация собора Святого Патрика.

К моменту смерти сэра Бенджамина Ли Гиннесса в 1868 году «Гиннесс» была крупнейшей пивоварней Ирландии, а семья Гиннесс — одной из самых богатых и влиятельных в стране.

Его похороны считались самыми масштабными и торжественными в истории Ирландии на тот момент. Именно в этой обстановке зрители сериала знакомятся с главными героями — четырьмя детьми покойного Бенджамина.

Кем были дети Гиннесса в «Доме Гиннессов»?

В сериале «Дом Гиннессов» нам представляют четырёх братьев и сестёр — детей Бенджамина Ли Гиннесса:

  • Энн Ли Гиннесс, леди Плаункет (1839–1889) — роль исполняет Эмили Фэрн (также снималась в «Мэри и Джордж»).
  • Артур Эдвард Гиннесс, 1-й барон Ардилаун (1840–1915) — сыгран Энтони Бойлом, который добавляет герою мучительную харизму и носит усы, напоминающие о его другой исторической роли — Джона Уилкса Бута в «Охоте за убийцей».
  • Капитан Бенджамин Гиннесс (1842–1900) — роль исполняет Фионн О’Шей.
  • Эдвард Гиннесс, 1-й граф Айв (1847–1927) — в исполнении Луи Партриджа, известного по «Эноле Холмс».

Были ли настоящие Энн и Бенджамин вычеркнуты из завещания отца?

Первая серия сериала начинается с оглашения завещания патриарха рода Гиннессов, и ставки высоки: Бенджамин Ли оставил состояние в размере 1,1 миллиона фунтов — эквивалент более 100 миллионов фунтов стерлингов по современным меркам.

В «Доме Гиннессов» Энн и второй сын, Бенджамин, оказываются лишены наследства: всё состояние и пивоварня переходят Артуру и Эдварду.

Рабочий толкает тачку с образцами солода на территории комплекса «Ворота святого Джеймса» в Дублине. (Фото: Getty Images)

Однако исторических доказательств того, что кто-либо из детей действительно был лишён наследства, не существует. На самом деле и Бенджамин-младший, и Энн получили имущество и денежные средства. Тем не менее в завещании Бенджамина-старшего действительно было указано, что если кто-либо из его сыновей решит покинуть фирму, он сможет забрать из неё лишь незначительную долю капитала — решение, которое, как и в сериале, могло помешать братьям следовать собственным амбициям.

Эта ситуация идеально подходит для напряжённого сюжета. Создатель сериала, Стивен Найт, в интервью объяснил, почему решил сосредоточить историю именно на этой династии: «Они очень молоды — их четверо — и им поручено управлять невероятно успешным брендом. Первая задача — не испортить всё, а вторая — сделать его ещё больше».

*** Предупреждение: нижеследующие исторические факты могут содержать спойлеры к сюжету «Дома Гиннессов»

Что олицетворяла семья Гиннессов в Ирландии?

За историей семьи скрывается бурлящая Ирландия — страна, охваченная социальными и политическими потрясениями. Нет доказательств того, что похороны Гиннесса действительно сопровождались столь яростными протестами националистов, как это показано в сериале. Однако фон смуты, вызванной давними религиозными и экономическими конфликтами Ирландии 1860-х годов, абсолютно реален.

Семья Гиннессов, как подчёркивается в сериале, принадлежала к протестантскому вероисповеданию — это играет важную роль в контексте драмы. В середине XIX века Ирландия, находившаяся тогда под британским владычеством, по-прежнему находилась под влиянием правящего класса, известного как Протестантская асценденция (Protestant Ascendancy). Этот слой общества доминировал в ирландской политике и экономике с XVII века.

Настоящий Эдвард Гиннесс, граф Айв (справа), изображён в сериале Netflix «Дом Гиннессов» актёром Луи Партриджем (слева). (Фото: Ben Blackall / Netflix / Getty Images)

Эта группа состояла в основном из англо-ирландских протестантов, таких как настоящая семья Гиннессов. Они контролировали большую часть богатств, земель и власти в Дублине. Представители асценденции занимали ключевые посты в правительстве, судебной системе и банковском деле, хотя численно составляли лишь малую часть населения. Их влияние во многом было следствием давних ограничений в отношении католиков. И хотя многие из этих ограничений были сняты после католической эмансипации 1829 года, социальные и экономические последствия сохранялись ещё долго.

Сериал помещает семью прямо в эпицентр этих противоречий. Как наследники пивоваренной империи, Артур, Эдвард, Бенджамин-младший и Энн символизируют богатство, власть и влияние, которыми класс асценденции пользовался в Дублине — процветающем мегаполисе, фактически втором по значимости городе Британской империи.

Дополнительное напряжение в драме создаёт фигура старшего сына Артура. Его отец, Бенджамин-старший, был консервативным депутатом парламента от Дублина с 1865 по 1868 год и придерживался юнионистских и провластных взглядов, выступая против независимости Ирландии. После его смерти от Артура ожидается, что он займёт парламентское кресло отца (об этом подробнее позже).

Кто такой настоящий Шон Рафферти, работавший на пивоварне «Гиннесс»?

Персонаж Шона Рафферти, мастера пивоварни «Гиннесс», которого в сериале играет Джеймс Нортон (известный по роли в «Короле и завоевателе»), — вымышленный герой, не существовавший в реальности.

Грубоватый, обаятельный и безусловно преданный Рафферти — это художественный приём, призванный подчеркнуть религиозные и классовые противоречия, сопровождавшие бизнес Гиннессов, а также показать ту власть и давление, которые семья могла оказывать как одна из самых влиятельных в Ирландии.

Суровый, плутоватый, неизменно преданный Рафферти (его играет Джеймс Нортон) иллюстрирует силу Гиннессов как одной из самых влиятельных семей Ирландии. (Фото: Ben Blackall/Netflix)

Рафферти изображён как неприкасаемый «силовик» семьи, подавляющий любые угрозы — будь то шантаж или физическое насилие

Кроме того, он католик, что, вероятно, отражает идею о том, что работа на Гиннессов могла приносить особый социальный статус католикам в предвзятом обществе.

Но это было не единственным преимуществом работы на пивоварне. Как показано в сериале, компания «Гиннесс» действительно вводила передовые меры по защите прав работников: систему пенсионного обеспечения (Guinness Workers’ Health and Benefits Scheme); оплачиваемые ежегодные отпуска;  бесплатное питание;  ежегодные экскурсии;  и даже пивной паёк.

В сериале эти жесты трактуются как циничный способ завоевать лояльность в основном католического персонала ради будущих политических целей семьи. Однако на деле этот прогрессивный подход к сотрудникам был реальным, породив в Дублине поговорку: «Работник “Гиннесс” — человек при деньгах, жив он или мёртв».

Как голод повлиял на Ирландию?

На фоне роскошной жизни героев сериала показана сельская Ирландия, всё ещё страдающая от последствий одного из самых разрушительных голодов в мировой истории, случившегося всего десятилетием ранее.

«С 1845 по 1851 год, когда урожай картофеля вновь и вновь погибал, по меньшей мере миллион человек умерли, многие — в одиночестве, в ужасных и унизительных условиях», — пишет историк Падрейк Кс. Скэнлан в журнале «BBC History Magazine». «Ещё как минимум 1,5 миллиона человек эмигрировали».

Первые сообщения о болезни картофельных посевов в Америке появились в газетах уже в 1844 году, а в 1845 году так называемая «болезнь» пересекла Атлантику.

«Ирландский народ и раньше переживал периоды голода, — говорит Скэнлан, — но никогда не сталкивался с бедствием такого масштаба, которое мы сегодня называем Великим голодом».

Ситуацию усугубляло непоследовательное вмешательство британского правительства. Несмотря на отдельные попытки оказать помощь при кабинетах Роберта Пиля и его преемника лорда Джона Рассела, реальность была жестокой: зерно и другие продовольственные запасы продолжали вывозить из Ирландии в Англию, даже во время необычайно долгой и суровой зимы 1846–1847 годов, когда число смертей в Ирландии резко возросло.

Тем временем, как пишет Скэнлан, «люди ели морские водоросли, траву, корни, падаль, землю и яйца диких птиц. До трёх процентов населения Ирландии эмигрировали. Некоторые капитаны судов предлагали беднякам бесплатный проезд — как живой балласт, ведь они были “дешевле, чем известь или щебень”».

Такие суда получили зловещее прозвище — «корабли-гробницы».

Вскоре сформировался нарратив о бессердечном британском правительстве, отвернувшемся от ирландского народа и просто позволившем ему вымирать.

Неоготический замок Эшфорд в графстве Голуэй — ирландская резиденция семьи Гиннессов в XIX веке. (Фото: Getty Images)

В сериале «Дом Гиннессов» деревня Клунбу в графстве Голуэй, расположенная на дороге между Дублином и загородным поместьем Гиннессов, замком Эшфорд, изображает множество ирландских общин, опустошённых смертью и массовой эмиграцией. В сериале некоторые члены семьи Гиннессов испытывают сочувствие к страданиям сельских жителей и обращаются к патерналистской благотворительности, стремясь облегчить и бедность народа, и собственное чувство вины.

Особенно выделяется дочь Бенджамина Ли, леди Энн Планкет (урождённая Гиннесс), которая проявляет глубокое сострадание к сельской бедноте. Настоящая леди Энн действительно занималась благотворительностью — она, в частности, основала медицинский дом Святого Патрика в 1876 году, служивший учебной базой для медсестёр Церкви Ирландии. В сериале также проводится параллель между её неуточнённой дегенеративной болезнью (в реальности она страдала недугом всю жизнь и умерла в возрасте 50 лет) и её чувствительностью к страданиям общины Клунбу.

Леди Энн Планкет (урождённая Гиннесс), в исполнении Эмили Фэрн, особенно сочувствует сельским беднякам. (Фото: Ben Blackall/Netflix)

В Дублине, в отличие от сельских районов, население не зависело так сильно от картофельных урожаев, и город не испытал столь масштабных эпидемий и смертности. Тем не менее в столицу устремились тысячи людей, искавших жильё, еду и работу — дефицит которых ощущался даже в процветающем городе. К концу XIX века в одном георгианском доме в Дублине нередко проживало более 100 человек — без водопровода и санузла. И, как показано в «Доме Гиннессов», именно такие трущобы стали очагами организации, восстаний и революционных движений.

«Это, пожалуй, было неизбежно, — пишет историк Нил Хегарти, — что коллективная травма, вызванная годами голода, превратится в гнев и скорбь, обрушившиеся на головы британского правительства».

Для ирландских националистов, как отмечает Нил Хегарти, стало общеизвестной истиной выражение: «Всемогущий послал картофельную чуму, но голод создали англичане».

Что такое Братство фениев и Ирландское республиканское братство?

Братство фениев и его ирландский аналог — Ирландское республиканское братство — были частью реального движения, выступавшего за создание независимой Ирландской республики.

В первых сценах сериала «Дом Гиннессов» мы знакомимся с фениями и их борьбой: они протестуют на похоронах Бенджамина Ли Гиннесса. Их стремление к независимости Ирландии, вызванное последствиями голода и неравным положением католического рабочего класса, становится одной из центральных тем сериала.

Персонажи Эллен Кокрейн (справа) и её брата Патрика явно вдохновлены реальными участниками движения фениев (слева показана иллюстрация демонстрации фениев в Гайд-парке, 1860-е годы). (Фото: Ben Blackall / Netflix / Getty Images)

Когда конституционные методы достижения независимости потерпели неудачу, подобные организации прибегли к насилию. Акты саботажа и взрывов в Британии в 1860–1880-х годах (последние получили название «динамитной кампании») сделали фениев широко известными в обществе — и именно эта историческая реальность оживает в финале сериала «Дом Гиннессов», где Артур становится целью покушения фениев. Впрочем, никаких доказательств, что кто-либо из семьи Гиннессов подвергался нападениям со стороны фениев в XIX веке, не существует.

Создатели сериала сознательно не включили реальных исторических деятелей движения, но образы Эллен Кокрейн и Патрика явно навеяны фигурами, стоявшими у истоков фенианского сопротивления.

Реальные Байрон Хеджес и Гиннессы в Америке

Байрон Хеджес (в исполнении Джэка Глисона, известного по «Игре престолов») — двоюродный брат Артура и Эдварда Гиннессов, который становится их доверенным представителем в Северной Америке. Этот персонаж — вымышленный, созданный специально для сюжета.

На самом деле экспансия Гиннесса в США началась ещё в 1817 году, когда первые партии пива прибыли в Южную Каролину. Но именно под руководством Артура и Эдварда в 1870-х годах бизнес действительно расцвёл.

Персонаж Хеджеса используется как сюжетный мост, позволяющий проследить историю семьи Гиннессов через Атлантику. В сериале он сталкивается с реальными предубеждениями против ирландских католиков в Америке и отвечает за то, чтобы обеспечить бесперебойный ввоз пива «Гиннесс» в порты Нью-Йорка и предотвратить вмешательство фениев. В ходе событий Хеджес вступает в контакт с Эймоном Доддом, ветераном армии Союза времён Гражданской войны в США и главой Братства фениев в Нью-Йорке. В порыве отчаянной дипломатии Хеджес безрассудно обещает, что 15% прибыли от каждой бутылки «Гиннесса» тайно будет идти на финансирование вооружённой борьбы Братства. Когда об этом узнаёт Эдвард Гиннесс, он приходит в ужас, опасаясь, что сделка станет достоянием общественности.

Байрон Хеджес, в исполнении Джэка Глисона, служит сюжетным инструментом, связывающим историю Гиннессов с их американской экспансией. (Фото: Ben Blackall/Netflix)

Однако никаких исторических сведений о подобных соглашениях между семьёй Гиннессов и Братством фениев не существует.

В сериале «Дом Гиннессов» вскользь упоминается ещё одна реальная историческая кампания — так называемые «рейды фениев», проходившие с территории США на земли Британской Канады в 1866–1871 годах. Эти события действительно происходили: целью было оказать давление на Великобританию, нанося удары по её североамериканским колониям. Самое значительное сражение — битва при Риджвее в июне 1866 года, когда около 850 фениев под командованием Джона О’Нила пересекли реку Ниагара. Однако все нападения либо потерпели неудачу, либо были быстро подавлены британскими силами в Канаде.

Совершал ли Артур Гиннесс избирательное мошенничество?

К середине XIX века почти треть населения Великобритании проживала в Ирландии, и во времена событий сериала «Дом Гиннессов» она была представлена в парламенте Вестминстера более чем 100 депутатами от 66 округов.

Хотя идея ирландского самоуправления к концу века набирала всё больше сторонников, Артур Гиннесс оставался убеждённым юнионистом, выступавшим за сохранение Ирландии в составе Соединённого Королевства. Когда он выиграл выборы в 1868 году, став депутатом от города Дублина от Консервативной партии, это выглядело как очередная победа для семьи, чьи имя и влияние были символом успеха.

Но дублинские выборы середины XIX века редко проходили безупречно. Политика того времени была пропитана кумовством, алкоголем и подкупом — именно это красочно показано в сериале «Дом Гиннессов» в сценах с тайными окнами и зашифрованными билетами на поезд. На деле кандидаты (или чаще их агенты) щедро угощали сторонников в пабах, вкладывали монеты в руки колеблющихся избирателей или обещали работу в обмен на лояльность — а у Гиннессов таких ресурсов было предостаточно.

Энтони Бойл в роли Артура Гиннесса, ведущего избирательную кампанию в драме Netflix «Дом Гиннессов».  (Фото: Ben Blackall/Netflix)

Именно эти практики и привели Артура Гиннесса к неприятностям. Его победа на выборах была оспорена, и расследование выявило, что его избирательный агент действительно прибегал к подкупу и незаконным обещаниям. Как и показано в сериале, сам Гиннесс был оправдан — судьи признали, что он не санкционировал неправомерные действия. Однако по закону кандидат нес ответственность за поступки своих агентов, и в 1870 году его избрание было признано недействительным. В назначенных повторных выборах Гиннесс участвовать отказался.

Несмотря на скандал, последствий это почти не имело: в 1874 году Артур вернулся в парламент — уже без инцидентов — и впоследствии стал известен как благотворитель и общественный деятель.

Статуя Артура Гиннесса, 1-го барона Ардилауна, установлена в дублинском парке Сант-Стивенс-Грин (площадь 22 акра), который он купил, благоустроил и подарил городу. (Фото: Alamy)

Был ли Артур Гиннесс геем?

По словам журналиста и писателя Джо Джойса, автора книги «The Guinnesses: The Untold Story of Ireland’s Most Successful Family» (2009), Артур Гиннесс «вероятно, был геем» — не самое надёжное утверждение, но именно оно послужило творческой отправной точкой для создателей сериала. Они решили исследовать, как могла выглядеть жизнь квир-аристократа в Ирландии XIX века и какие формы принимали его отношения в подпольных кругах Дублина.

Энтони Бойл в роли Артура используется для изучения темы скрытой гомосексуальности в викторианской Ирландии. (Фото: Ben Blackall/Netflix)

Исторических доказательств, подтверждающих степень личных отношений Артура, не существует.

Известно, что в 1871 году Артур Гиннесс женился на леди Оливии Шарлотте Хеджес-Уайт, дочери графа Бантри.

Почему «Гиннесс» выбрал арфу Бриана Бору?

Сегодня «Гиннесс» — одно из самых узнаваемых брендов в мире, и значительную роль в этом играет его эмблема — арфа.

Логотип «Гиннесс» представляет собой силуэт настоящей арфы, названной в честь Бриана Бору — верховного короля Ирландии X–XI веков. Однако сам исторический артефакт, который сегодня хранится в Тринити-колледже в Дублине, датируется XIV–XV веками.

Легенда о Бриане Бору занимает особое место в ирландском сознании. Его часто называют королём, покончившим с нашествиями викингов и символом Ирландии, взявшей судьбу в собственные руки.

С XIX века арфа Брайана Бору неразрывно связана с историей семьи Гиннессов. В сериале «Дом Гиннессов» арфу выбирает Эдвард Гиннесс в 1868 году, видя в ней способ использовать силу национального символа, который мог умиротворить и привлечь католическую аудиторию.

Постановочное фото: мужчина направляет 10-тонный резервуар из нержавеющей стали для брожения пива, который поднимает кран в порту Глазго — по пути на пивоварню «Гиннесс» в Дублине. При Эдварде и Артуре Гиннессах пивоварня достигла новых масштабов роста. (Фото: Getty Images)

На самом деле арфа впервые появилась на этикетках стаута ещё в 1862 году. Её выбрал Бенджамин Ли Гиннесс, который также ввёл фирменные знаки, сохранившиеся до наших дней. Это было гениальное маркетинговое решение: символ глубоко укоренил бренд в ирландской идентичности. Однако вскоре это решение привело и к неожиданным трудностям.

Когда в XX веке Ирландия получила независимость от Великобритании, новое государство — Ирландское Свободное Государство — решило использовать ту же кельтскую арфу как официальный государственный герб. Но у пивоварни Гиннесс уже были зарегистрированы права на товарный знак с этим изображением. В результате — и это показатель силы бренда — государству пришлось повернуть арфу в зеркальном направлении, чтобы избежать нарушения авторских прав компании.

Сегодня арфа является национальным символом Ирландии, изображённым на гербе и национальной валюте. Но если вы посмотрите на евромонету, обратите внимание, в какую сторону повернута арфа — и помните: «Гиннесс» был первым. Этот ход XIX века стал частью серии стратегических решений, которые укрепили за брендом статус мирового лидера пивоварения.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *