Первый король англичан может преподать нам ценные уроки о том, как ориентироваться в мире, преобразованном искусственным интеллектом.
Теряем ли мы потребность учиться? Это один из вопросов, который волнует людей с появлением ИИ. И, на мой взгляд, это вполне справедливое беспокойство. Зачем учиться самому, если можно просто попросить ИИ дать ответ, перевести что-то, объяснить, как починить вещь, или даже расшифровать средневековую рукопись, если вам это по душе? Всё стало чересчур простым, не так ли? А человек, подобно воде, всегда стремится найти самый лёгкий путь — путь наименьшего сопротивления.
Так что это потенциально довольно серьёзная проблема. Если нам не нужно учиться, будем ли мы вообще это делать? А если перестанем, не начнёт ли наш разум атрофироваться? Учёные уже говорят о «цифровом слабоумии», а исследователи изучают, приведёт ли ИИ к общему снижению наших когнитивных способностей.
Если ничего не изменится, а с темпами развития ИИ, вероятно, так и будет, в будущем нам действительно может не понадобиться учиться — по крайней мере, не так, как мы делаем это сегодня. Поэтому, возможно, нам стоит научиться любить сам процесс обучения, если мы не хотим стать жертвами «умственного застоя». И вот здесь, как ни удивительно, на сцену выходит Этельстан — первый король Англии.
Создатель королевства

Напомним: Этельстан был внуком короля Альфреда Великого и сыном Эдуарда Старшего. Он был коронован в 925 году в Кингстон-апон-Темс — событие, которое и сегодня отмечено на обочине дороги зубчатым камнем, окружённым викторианской оградой. Именно Этельстан создал то королевство Англии, которое мы узнаём сегодня. Наиболее известен он своей решающей победой над союзом противников в битве при Брунанбурге в 937 году.
Профессор Дэвид Вудман из Кембриджского университета — автор последней биографии Этельстана. Он отмечает противоречивость натуры этого правителя: «Одним из великих парадоксов раннего средневековья является то, что Этельстан, без сомнения, был выдающимся военачальником. Он укрепил своё положение благодаря военным победам, ему приходилось подавлять разные коалиции, восстававшие против него. Но при этом он прекрасно осознавал важность образования и покровительства чтению».

Этельстан приглашал учёных ко своему двору и способствовал обмену знаниями и текстами между ними. Вероятно, в этом он вдохновлялся своим дедом, ведь Альфред Великий в 880-е годы, когда ему не досаждали викинги, стал покровителем возрождения учёности.
Следуя примеру Альфреда, Этельстан развил любовь к знанию. Он стремился даже простейшим документам придавать утончённую, книжную форму — как показательное свидетельство учености своего двора. Грамоты, издававшиеся от его имени, были произведениями литературного мастерства, требовавшими внимательного чтения.
«Чтобы понять блестящее мастерство этих грамот, нужно внимательно прочитать их сегодня, чтобы заметить скрытые литературные аллюзии. В них, например, встречаются отсылки к произведениям VII века, таким как труды Альдхельма из Малмсбери», — говорит Дэвид. — «Можно представить, что для среднестатистического вельможи, сидевшего на заседании королевского собрания при дворе Этельстана, эти аллюзии, скорее всего, были непонятны. Он, вероятно, думал: “О нет, только не ещё одна длинная, занудная латинская грамота, которую сейчас зачитает королевский писец”. И в этом, собственно, и был смысл. Я думаю, они были созданы, чтобы произвести впечатление, чтобы показать, каких успехов достиг двор».
Таким образом, по словам Дэвида, мы должны видеть в Этельстане настоящего любителя знаний и сторонника учёности среди своих приближённых. Это — сильное заявление, исходящее от сильного правителя. По-видимому, у него даже была аллегорическая настольная игра под названием «Евангельские кости» (The Gospel Dice), которая, возможно, позволяла игрокам изучать Евангелие в новой, игровой форме. Современным языком это можно было бы назвать игровым обучением.

Прилагая усилия
Что мы можем из этого вынести? Во времена Этельстана происходило множество важных событий: создание нового государственного устройства, отражение угрозы со стороны викингов. И если он смог сохранить интерес к учёбе под таким давлением, может быть, и нам стоит извлечь из этого урок, когда мы пытаемся справиться с вызовом — или возможностями — искусственного интеллекта.
«В наш век мы наблюдаем революцию в том, как люди получают информацию. Большие языковые модели — такие, как ChatGPT, — обеспечивают мгновенный доступ к огромному количеству данных: полезные инструменты буквально у нас под рукой. Но я считаю, что в этой мгновенности мы теряем нечто важное. Только через вовлечённое чтение, вдумчивое изучение научной статьи или первоисточника можно по-настоящему почувствовать текст, понять его нюансы», — отмечает Дэвид.
Если мы полагаемся на сводки и пересказы, созданные ИИ, и отказываемся от внимательного чтения, мы теряем способность мыслить и анализировать самостоятельно. Именно здесь, говорит Дэвид, мы можем последовать примеру Этельстана: «Для меня главный урок из правления Этельстана — это акцент на глубоком вовлечении в процесс обучения, на внимательном чтении».
Красота печатной страницы
Речь идёт о напряжённой интеллектуальной работе человека — о «разумности Этельстана» — против лёгкости Искусственного Интеллекта. Но вопрос в том, сможем ли мы убедить себя снова погрузиться в чтение и осознанное изучение текста, если знаем, что ИИ способен сделать всё быстрее и проще? Возможно, именно здесь вступает в игру прелесть печатного слова, и это вновь возвращает нас к Этельстану и англосаксам. Если вы когда-либо видели иллюминированные рукописи X века, вы знаете, какие это поразительные произведения искусства и сколько труда в них вложено. Трудно удержаться от желания рассматривать их вблизи — они требуют внимательного взгляда, ведь сами были созданы с предельным вниманием и мастерством.

Хотя большинство этих рукописей оцифрованы и доступны для виртуального просмотра, Дэвид предпочитает прийти в библиотеку, перевернуть страницы из пергамента и ощутить сам предмет в руках. И, если честно, я бы поступил так же. Конечно, не все мы — учёные, способные изучать подлинные англосаксонские манускрипты, но, возможно, нас должно вдохновлять то, что печатная культура по-прежнему жива. Люди продолжают создавать и покупать прекрасно изданные книги и журналы, хотя могли бы с тем же успехом просто смотреть их цифровые версии.
Разумеется, необходим баланс, и было бы глупо не пользоваться теми преимуществами, которые ИИ приносит — как в научные исследования, так и в повседневную жизнь. Но нам стоит помнить об опасности утраты потенциала для собственного обучения ради быстрого ответа или лёгкого решения.
«Нам нужно сохранять внимательность в чтении, глубокое понимание, — говорит Дэвид. — Но при этом мы должны использовать такие инструменты, как ChatGPT, чтобы расширять наши знания разными способами. С помощью больших языковых моделей можно сделать гораздо больше: они способны получать и обрабатывать данные гораздо быстрее, чем человек. Это огромное преимущество. Поэтому, если использовать их как дополнение, это чрезвычайно важно. Однако мы не должны забывать о тех базовых навыках, которые изначально есть у нас самих».
По словам профессора Дэвида Вудмана, Этельстан, без сомнения, одобрил бы такой подход — ведь, по его мнению, этот англосаксонский любитель знаний был бы прагматиком, если бы речь шла о потенциале искусственного интеллекта. И именно это — жизненный урок из истории, который стоит вынести из примера этого значимого английского монарха: давайте ценить само обучение ради обучения и не позволим ИИ обесценить наши умственные способности.

Ваш комментарий будет первым