Греческие мифы об амазонках сочетали в себе крупицы реальности и мужские фантазии, создавая легенду, которая пережила тысячелетия. Вот что известно об амазонках и почему образ женщин-воинов одновременно завораживал и тревожил древний мир.
Мало какие образы античности так сильно будоражат воображение, как амазонки — грозные женщины-воины, которые сражались с греческими героями, гарцевали на конях в бою и жили в обществах, управляемых прекрасными и пугающими царицами. От эпической поэзии до росписей на вазах — они сохранились как уникальные символы женской силы и независимости в мире Древней Греции.
Но существовали ли амазонки на самом деле? По словам профессора Дэвида Броунда ответ одновременно и «да», и «нет».
«Есть два способа использования слова “амазонки”. общем смысле это просто женщины, которые сражаются. И если спросить, существовали ли такие женщины в древнем мире, то, безусловно, существовали».
Иными словами, некоторые женщины действительно охотились, сражались и участвовали в настоящих битвах, когда их города подвергались нападениям. Эти женщины вписываются в архетипический образ амазонки: бесстрашной воительницы, которая нарушает привычные для античного общества женские роли.
А как насчёт конкретных амазонок из греческих мифов? Цариц-всадниц, изображённых на храмах и вазах? Броунд утверждает, что это были творения греческого воображения, созданные в равной степени под влиянием мужской фантазии и фрагментов реальности.
Реальные женщины, которые сражались в древнем мире
Идея женщин, берущих в руки оружие, не была чистым вымыслом. Древние источники и современные находки подтверждают: некоторые женщины действительно сражались в исключительных обстоятельствах.
«Были женщины, которые наверняка охотились, владели оружием и почти наверняка участвовали в сражениях, когда их города подвергались нападению», — говорит Броунд.
Эти женщины не образовывали отдельного женского общества. Они были членами своих семей и общин и брали оружие в руки только в минуты кризиса. Но древние греки превратили эти разрозненные примеры в истории о целом народе женщин-воинов — образ, который одновременно восхищал и пугал их.
Амазонки в греческом воображении
Представление об амазонках как об особом народе возникло с самого начала развития греческой литературы и искусства. Их изображали в схватках с героями — Гераклом, Тесеем, Ахиллом.
«Амазонки появляются в греческой культуре сразу же, как только мы начинаем видеть греческие тексты, идеи и, что удивительно, здания. Когда полис принимает решение возвести грандиозное общественное сооружение вроде Парфенона, что они делают? Украшают его изображениями амазонок».
Сцены сражений греков с амазонками украшали щиты и фризы Парфенона. Тот факт, что афиняне выбрали для своего самого дорогого проекта именно воительниц, показывает, насколько сильно этот миф отозвался в их культуре.
Таким образом, идея об амазонках воплощала и опасность, и притягательность: женщин, которых нужно было победить, чтобы восторжествовал греческий порядок.

Откуда появился миф об амазонках?
«С этнической точки зрения амазонок описывали как фракийских женщин, живших где-то между нижним Дунаем и северным побережьем Эгейского моря», — объясняет Броунд.
Согласно мифу, греческие герои разрушили родину амазонок в Восточной Европе, на окраине греческого мира. Уцелевшие бежали, и часть из них была порабощена и отправлена через весь континент.
Как рассказывает Броунд, некоторые пленённые амазонки сумели захватить контроль над кораблями рабовладельцев, но, не зная морского дела, оказались во власти волн. В итоге их выбросило на берег Чёрного моря, где они столкнулись со скифами — кочевыми всадниками, прославившимися по всему евразийскому степному пространству.
Но как вели себя потерянные амазонки в этой враждебной земле?
«Они находчивы, умны, и прекрасно разбираются в лошадях. Поэтому первое, что они делают, — пытаются найти лошадей, которых можно украсть», — говорит Броунд. Естественно, это привело к вооружённым столкновениям со скифами. Когда же скифы сняли доспехи с павших амазонок, они были потрясены.
«Они подумали: “Боже мой, это женщины, и всё же они сражаются, они сильные!”»
Этот изначальный миф об амазонках, созданный греками, мог отражать их осведомлённость о степных культурах, где женщины действительно иногда сражались и скакали наравне с мужчинами.
Что говорит археология о реальных амазонках
Современная археология проливает свет на реальность, скрывающуюся за мифами. В скифских погребениях на Причерноморских степях археологи находили женские скелеты с луками, стрелами и даже копьями. Были ли эти женщины амазонками из греческих легенд?
«Да, есть погребения, которые вполне могут быть женскими захоронениями с оружием. Но сам факт наличия оружия ещё не говорит нам многого», — предупреждает Броунд.
Некоторые из этих женщин действительно могли быть воительницами. Другие, возможно, были похоронены с оружием как с символическим предметом.
И хотя доказательства нередко преувеличивают, они всё же показывают: женщины в степных обществах иногда играли военную роль — возможно, достаточно заметную, чтобы подогревать греческие истории об амазонках.

Древнегреческая мужская фантазия?
Для греков амазонки были привлекательны не только как воины, но и потому, что представляли собой полное переворачивание их собственного общества.
«Греческий образ общества амазонок — это общество, полностью матриархальное. У них есть царица, и при этом эти амазонки явно прекрасны таким образом, который привлекателен для мужчин. В конце концов, мы имеем дело с греческой мужской фантазией», — объясняет Броунд.
Таким образом, амазонки мыслились как женщины, которые одновременно желанны и опасны; достойные восхищения, но в итоге всё же побеждаемые греческими героями.
Миф подчёркивал «чуждость» далёких земель за пределами власти и контроля Греции, а вместе с тем утверждал превосходство греческой культуры.
Между мифом и реальностью
Так были ли амазонки реальны? Не в том виде, как их описывали в греческом эпосе и искусстве. Никогда не существовало целого народа матриархальных цариц-воительниц на реках Восточной Европы.
Но безусловно были женщины, которые охотились, сражались и ездили верхом в древнем мире, особенно на окраинах греческого мира — в кочевых степных культурах.
Истории об амазонках говорят нам меньше о реальных женщинах древности и больше о самих греческих мужчинах: их страхах перед женской силой, их фантазиях о красоте и насилии, а также о их любопытстве к обществам, где всё было устроено наоборот.
Ваш комментарий будет первым