Пантеон майя представляет собой обширное собрание божеств, которым поклонялись на территории Юкатана, Кинтана-Роо, Кампече, Табаско и Чьяпаса в Мексике, а также к югу — в Гватемале, Белизе, Сальвадоре и Гондурасе. Эти боги направляли жизнь и обряды людей, устанавливали порядок и давали надежду на жизнь после смерти.
Не все боги почитались во всех городах-государствах майя (по крайней мере, не под одними и теми же именами), однако тип божества и то, что оно символизировало для народа, казалось, признавалось повсеместно. Примером этого может служить различие в названиях загробного мира у майя-юкaтеков с севера и майя-киче с юга. Киче называли свой подземный мир «Шибальба», в то время как юкатекские майя именовали то же самое место «Метналь». Хотя названия были разными, характеристики тёмной «страны ужаса», через которую душе предстояло пройти после смерти, оставались одинаковыми.
Ещё один пример можно увидеть в мифах о сотворении: у киче в создании человека из кукурузы участвовали тринадцать богов, тогда как у юкатеков — только двое. Тем не менее суть мифов одинакова: боги боролись за создание человека так же, как люди борются в своих собственных усилиях по созиданию и выживанию. Кроме того, жизнь исходит из земли (здесь — в форме кукурузы, основного продукта питания майя), а значит, землю необходимо почитать и уважать.

Боги были вовлечены во все аспекты жизни майя. Они управляли погодой и урожаем, определяли супружеские союзы, присутствовали при каждом рождении и сопровождали человека в смерть. Так как богов изображали косоглазыми, матери подвешивали бусину ко лбу своих детей, чтобы их глаза стали косыми. Точно так же головы детей, особенно мальчиков, туго бинтовали, чтобы удлинить лоб в подражание богам, в особенности популярному божеству Маисовому Богу. Одежда знати, и особенно правителя города, имитировала наряды богов. Планировка городов и точность, с которой возводились центральные храмы, также основывались на понимании путей богов.
Великий храм Кукулькана в Чичен-Ице является воплощением солнечного календаря (Хааб) на 365 дней, но также был специально спроектирован, чтобы «пернатый змей» дважды в год возвращался на землю. В дни равноденствий люди и поныне собираются на это событие. Ступени храма Кукулькана (также известного как Эль-Кастильо) круто спускаются от храма на вершине пирамиды к каменным змеинным головам у основания лестницы. В дни весеннего и осеннего равноденствий солнечный свет отбрасывает тень змеи, которая медленно спускается по ступеням от вершины к каменным головам, создавая образ змеи, нисходящей на землю. Кукулькан (также известный как Гукамáц и, более известный, как Кетцалькоатль) был самым почитаемым богом у майя. Поэтому неудивительно, что и сегодня многие майя, а также люди, не принадлежащие к этому народу, собираются у храма дважды в год, чтобы получить благословение от его «прихода на землю».
В пантеоне майя было более 250 божеств, и, из-за массового сожжения их книг епископом Диего де Ландой в 1562 году, большая часть сведений о богах (и культуре майя) была безвозвратно утеряна. Священный текст киче — «Пополь-Вух» — приводит один ряд имён богов, которых юкатекские майя знали под другими именами.
Некоторые боги остаются неидентифицированными, происхождение других неясно или со временем переплелось с другими божествами либо с христианскими образами. Учёные также далеки от единодушия в вопросе возраста и престижа «царя» богов Хунаб Ку, которому одни приписывают древнейшее происхождение, а другие считают фигурой, появившейся уже после завоевания. Одни исследователи настойчиво отстаивают своё определение конкретного бога, тогда как другие приводят противоположные трактовки, причём существуют веские доказательства в пользу обеих сторон. Поэтому следующий список ни в коем случае нельзя считать исчерпывающим в отношении всех богов, которым поклонялись древние майя в разных регионах, деревнях или городах. Однако он стремится быть максимально полным в изложении того, что на данный момент известно о божествах, и делает это в сжатой форме.
«А»
Божество майя, имя которого до сих пор неизвестно. Изображался правящим частью подземного мира, окружённый костями своих подданных. Его символами служат череп и обсидиановый нож, оба связанные с практикой человеческих жертвоприношений.
Акан
Бог опьянения, вина и искусства приготовления балче (разновидность крепкого медового напитка). Его имя переводится как «отрыжка» или «стон». Ассоциируется с богом пьянства народа лакандонов — Бором (также известным как Бол).
Акат
Бог искусства татуировки и покровитель мастеров-татуировщиков. Также связан с ростом и развитием плода в утробе. Встречается также под именами Акат-Сиб и Ах-Кат.
Ах-Болом-Тсакаб
Бог сельского хозяйства с «листоносым» носом (также известен как Ах-Болон-Дзакаб).
Ах-Канкум
Бог охоты.
Ах-Чун-Каан
Покровительственный бог, обеспечивавший защиту на рассвете и на закате.
Ах-Чуй-Кат
Малый бог войны, чьё имя означает «Огненный уничтожитель».
Ах-Силис
Бог солнечных затмений.
Ах-Кун-Кан
Бог войны, известный как «Заклинатель змей».
Ах-Кушталь
Бог рождения. Его имя переводится как «Обретающий жизнь». Он отвечал за благополучное появление младенцев в земном мире, как физически, так и духовно. После каждого рождения он мыл руки и отправлялся к следующему.
Ахау-Чамахез
Один из двух великих богов медицины и целительства (вместе с Сит-Болон-Туном), известный как «Владыка Волшебного Зуба».
Ахлуик
Бог торговцев и материального богатства, которого часто изображали членом триады вместе с богами Чаком и Хобнилем.
Ахмуцен-Каб
Бог-творец, который, согласно мифу о сотворении из «Чилам-Балам», закрыл лица тринадцати богов дня и позволил им быть пленёнными девятью богами ночи. Во время этого заточения он рассеял семена и разбросал валуны по земле, и из тьмы проросла жизнь. Позднее этот акт творения был отменён и переосмыслен богами Бекабами.
Ах-Хульнеб
Малый бог воды.
Ах-Кин
Божество, являющееся аспектом солнечного бога (Кинич Ахау) и управляющее засухой и болезнями (также известен как Ах-Кинчиль).
Ах-Кумикс-Уникоб
Малые боги воды, присматривавшие за сенотами и водоёмами.
Ах-Мун
Бог плодородия и защиты, а также олицетворение кукурузы.
Ах-Музенкаб
Божества, покровительствовавшие пчёлам и заботившиеся о них. Также связаны с духами воздушной стихии.
Ах-Патнар-Уникоб
Божества — элементали воды. Они были владыками церемонии Дождя Восьмого Дня, во время которой им воздавали почести.
Ах-Пекку
Бог грома.
Ах-Пуч
Бог смерти, тьмы и бедствий, но также возрождения, рождения и начал. Согласно киче, он правил подземным миром Шибальбы, тогда как у майя-юкaтеков был одним из многих владык Метналя (аналог Шибальбы). Ассоциируется с Циценом, Йом Симиром/Юм Симиром (хотя Цицена обычно представляли в более мрачном облике).
Ах-Табай
Бог охоты и защитник животных.
Ах-Уайних
Богиня сна. Особенно помогала усыплять мужчин.
Ах-Унцир-Дзакаб
Бог естественного исцеления.
Ах-Уук-Тикаб
Хтоническое божество.
Ах-Винк-Ир-Маса
Богиня природы, покровительствующая диким животным, связана с оленями.
Ах-Шок-Син
Бог поэзии и музыки, являвшийся аспектом солнечного бога Кинич Ахау.
Ахау-Чамахез
Бог медицины и исцеления.
Ахау-Кин
Аспект солнечного бога, также известный как Владыка-Ягуар и Господин Подземного мира.
Ахмакик
Бог сельского хозяйства и возделываемых культур.
Ахулане
Бог войны, связанный с луком и стрельбой из него, известный как Лучник.
Ажбит
Один из тринадцати богов, которые помогли в создании человека из кукурузы после двух предыдущих неудачных попыток.
Ажцак
Один из тринадцати богов, участвовавших в попытках сотворить человека.
Ахушталь
Богиня родов.
Акна
Титул, присваиваемый Ахушталь и другим богиням, означающий «Наша Мать». Тесно связана с божествами, покровительствующими плодородию и деторождению.
Алагом-Наом-Центель
Богиня мысли и интеллекта. Также была известна как Икстат-Икс.
Алом
Один из тринадцати богов, участвовавших в создании человека. После успешной третьей попытки стал известен как Хунахпу-Гуч.
Бакабы
Четыре бога ветров и сторон света, поддерживающие четыре угла мира. У майя-юкaтеков они известны как Мулук (восток), Кан (юг), Иш (север) и Кауак (запад). Мулук и Кан приносили положительную энергию, в то время как Иш и Кауак несли негативные силы. Это взаимодействие отрицательного и положительного сделало возможным для первых богов сотворение человека и материального и нематериального миров. Связаны с божествами Акат, Акна, Баклум Чаам и Чин.
Баклум Чаам
Один из Бакабов или их аспект; бог мужской сексуальности.
Балам
Божества-ягуары, которые защищали отдельные общины от внешних угроз. Они также оберегали и защищали людей в повседневной жизни.
Баламы
В традиции киче Баламы — это четыре бога, которые сделали возможным сотворение человека после двух неудачных попыток. Их имена: Балам Агаб («Ночной Ягуар»), Балам Квитце («Улыбающийся Ягуар»), Ики Балам («Тёмный Ягуар») и Махукатах («Не Сейчас»). Согласно одному из мифов, другие боги позавидовали их способностям и затуманили их зрение, сделав их смертными.
Битоль
Один из тринадцати богов, участвовавших в создании человека. После успешной третьей попытки стал известен как Ишмакане (ранняя версия божества Ишмакане, более позднего бога).
Болон-Д’закаб
Бог молнии и покровитель урожая.
Болонтику
Группа из девяти хтонических существ подземного мира, связанных с возрождением.
Булук-Чабтан
Также известен как «Бог Ф». Бог войны, насилия и смерти, которому регулярно приносили человеческие жертвы. В Дрезденском кодексе изображён пожираемым личинками. Также показан поджигающим дома, убивающим людей и жарящим их на вертеле над огнём.
Кабагуиль
Один из тринадцати богов, участвовавших в сотворении человека. Его имя означает «Сердце Неба».
Кабракан
Также известен как Капракан. Бог землетрясений и гор. Сын богов Вукуб Каквикса и Чималмат. Играет значительную роль в начале «Пополь-Вух», где он побеждён Героями-Близнецами, так же как и его брат Зипакна.
Какоч
Бог-творец, покровитель творчества и общения (особенно божественных откровений).
Какулха
Малый бог молний, который вместе со своим братом Койопой помогает верховному богу молний Ялуку создавать бури, посылаемые богом дождя Чаком.
Камалотц
Слуга Алома, который после второй неудачной попытки сотворения обезглавил большую часть людей на земле, чтобы боги могли начать заново. Его имя означает «Внезапный кровопускатель».
Камазотц
Бог-летучая мышь из Шибальбы, питающийся кровью. В «Пополь-Вух» он отрывает голову одному из Героев-Близнецов — Хун Хунахпу, но тот был оживлён братом. Позднее Камазотц был побеждён и изгнан из мироздания.
Камаштли
Бог судьбы у майя, известный у ацтеков как Мишкоатль или Мишкоатль-Камаштли. Связан с войной, охотой и творением, ему приписывалось принесение огня на землю.
Капракан
См. Кабракан.
Кауак
Один из четырёх Бакабов, управляющий западной стороной света и западным ветром. Также известен как Зак-Симиль.
Чак
Верховный бог бурь и дождя, связанный с земледелием и плодородием. Известен как Владыка Дождей и Ветров, он поддерживал важные источники воды — сеноты, колодцы, реки и родники. Был чрезвычайно популярен, ему часто возносили молитвы и приносили жертвы, чтобы снискать его благоволение, а также расположение четырёх малых чаков. Будучи владыкой небес, он был заклятым врагом Камазотца из Шибальбы. Его представляли как заботливое, хотя и непредсказуемое, божество.
Чаки
Четыре духа-погодника, расположенные по углам мира. Они находились под началом великого бога Чака и исполняли его волю.
Чак-Уайаб-Шок
Покровитель рыб и защитник рыбаков.
Чамер
Один из богов смерти и возрождения в Шибальбе.
Чен
Также известна как Чин. Богиня кукурузы, магии и советница царей. Была тесно связана с гомоэротическими отношениями и гомосексуальностью. По свидетельству жреца Лас Касаса, именно она ввела гомосексуальные практики среди знати майя, которая поощряла своих детей вступать в однополые браки. Связана с луной и иногда изображается как мужское божество.
Чикчан
Четыре бога дождя с четырёх сторон света, связанные с Бакабами.
Чин
Широко известная богиня майя, связанная с гомосексуальностью. См. Чен.
Чиракан-Ишмукане
Богиня-творец, созданная из четырёх ранних богов-творцов и входившая в число тринадцати божеств, впервые участвовавших в сотворении человека.
Сит-Болон-Тун
Один из двух великих богов-целителей (вместе с Ахау-Чамахезом).
Цизин
Также известен или ассоциируется с именами Кисен, Йом Симиль, Юм Симиль и Ах-Пуч. Бог смерти, живший в Шибальбе (у майя-юкaтеков — Метналь). Часто изображался в виде танцующего человеческого скелета, курящего сигарету. Отличительной чертой служило его «ожерелье смерти» — человеческие глаза, свисающие на нервных окончаниях. Цизин появлялся внезапно и без предупреждения, сопровождаемый зловонным запахом, за что его называли «Вонючим». В отличие от других аспектов бога смерти, с которыми он ассоциируется, Цизин не имел связи с возрождением или перерождением. Он держал души злых людей в подземном мире, где подвергал их мучениям и обману. После завоевания был тесно отождествлён с христианским дьяволом.
Колель Каб
Богиня земли, особенно заботящаяся о пчёлах. До сих пор призывается Хранителями дня майя в заклинаниях для защиты ульев от нападений, устранения проблем и помощи пчеловодам.
Колоп-У-Уичикин
Бог неба, особенно связанный с затмениями.
Коцбалам
Слуга Алома, который следовал за Камалотцем после неудачной второй попытки сотворения и пожирал тела обезглавленных людей. Его имя означает «Хрустящий Ягуар».
Койопа
Малый бог звука и грома, который вместе со своим братом Какулхой под руководством верховного бога молний Ялука создавал бури, посылаемые богом дождя Чаком.
Кучумакик
Владыка Шибальбы, чьё имя означает «Собиратель крови». Отец богини Ишкик и дед Героев-Близнецов Хунапу и Шбаланке.
Кум Хау
Бог смерти и возрождения, живший в Шибальбе.
«И»
Сельскохозяйственный бог, имя которого пока неизвестно.
Экчуа
Бог, также известный как Эк Ахау, а ранее — просто как «Бог M». Он покровительствует и защищает путешественников, торговцев и воинов. Изображался темнокожим мужчиной с сумкой за плечом. Также считается покровителем и защитником какао и продуктов из него.
Эль Гран Диос
«Великий Бог», бог христиан, который обитал на седьмом уровне над землёй. В некоторых историях отождествляется с Хунаб Ку. Эта фигура является поздним, постконкистадорским дополнением к пантеону майя.
«Ф»
Бог войны, связанный с человеческими жертвоприношениями и неоднократными победами над Экчуа. Также известен как Булук-Чабтан. См. Булук-Чабтан.
Четыреста Юношей
Считались покровительственными божествами алкоголя, а позднее — Плеяд. В «Пополь-Вух» говорится, что Четыреста Юношей хотели построить хижину на берегу, но не могли поднять огромное дерево, которое они срубили для центральной балки. Они попросили гиганта Зипакну, отдыхавшего неподалёку, помочь им. Тот согласился воспользоваться своей силой, но стал насмехаться над их слабостью. Юноши решили, что Зипакну нужно убить, но он подслушал их замысел, обманул их, заставив поверить в свою смерть, и убил их. После этого они вознеслись на небеса и превратились в скопление звёзд, известное ныне как Плеяды. Позже Зипакна был убит Героями-Близнецами.
Гукумац
Одно из важнейших, если не самое важное божество в пантеоне майя. Имя Гукумац (или Гукуматц) принадлежит киче и соответствует богу, которого майя-юкaтеки называли Кукульканом, а на языке науатль он известен как Кетцалькоатль («пернатый змей» или «змей с перьями кецаля»). Его культ существовал ещё в I веке до н.э. в великом городе Теотиуакан. Гукумац считается одним из тринадцати богов, которые создали мир и человека. Он даровал людям законы, земледелие, письменность, искусство, медицину, архитектуру, строительство, охоту, рыболовство и все прочие элементы цивилизации. Согласно мифу, он пришёл из моря, передал людям свои дары, правил ими мудро, а затем вернулся в море, пообещав когда-нибудь вернуться. Как бог четырёх стихий, он также олицетворял соединение добра и зла, света и тьмы, и потому стал центральной фигурой во многих мифах майя, изображавшейся в различных формах почти в каждом городе-государстве. Как Кукулькан, он воплощается в виде пернатого змея, который в дни весеннего и осеннего равноденствия «спускается» по ступеням Эль-Кастильо в Чичен-Ице, принося положительную энергию земле и собравшимся.
Гукуп Какикс
Божество, также известное как Вукуб-Какиш («Семь Ара»). В «Пополь-Вух» он описан как высокомерный демон-птица, который выдавал себя за солнце и луну и тем самым нарушил равновесие жизни, пока не был побеждён Героями-Близнецами Хунапу и Шбаланке. Он был отцом Кабракана и Зипакны, которых также свергли знаменитые близнецы.
Хача’кюм
Астральный бог, создавший звёзды, разбрасывая песок по небу. Был главным божеством народа лакандонов.
Хапикерн
Враждебное божество, мировой змей, опоясывающий землю, который находится в вечной войне со своим братом Нохочакиумом, великим богом творения и защиты. Согласно предсказанию, в финальной битве он будет уничтожен этим братом. Другие его братья — Усукун, Уйицин и Янто, все трое ненавидящие человечество, а также брат Шаманикинку, бога торговцев и путешественников.
Герои-Близнецы
Хунапу и Шбаланке (или Ишбаланке) — два великих мифических героя майя, чья история сохранилась в киче-майяском произведении «Пополь-Вух». Они родились от девы-богини Ишкик после того, как отрубленная голова их отца, Хун Хунапу, плюнула ей в ладонь с дерева калабаши в подземном мире Шибальба. Воспитанные матерью и бабушкой, близнецы стали великими игроками в игру богов — Пок-а-Ток.. Достигнув зрелости, они отомстили владыкам Шибальбы, убившим их отца и дядю, приняв их приглашение в подземный мир, где их ожидали многочисленные ловушки и испытания. Близнецы сумели избежать всех западней, расставленных против них, и одолели силы хаоса и тьмы. После этого они попытались вернуть Хун Хунапу к жизни, и хотя им удалось собрать его тело и оживить его, он не смог вернуться в мир живых. Тогда близнецы пообещали ему, что люди будут молиться ему в надежде и утешении, и он будет почитаем. Это обещание было исполнено: Хун Хунапу стал богом Маиса — умирающим и воскресающим божеством, являющимся на землю в облике кукурузы. Поднявшись из Шибальбы, они собирались остановиться в среднем мире земли, но продолжили восхождение по Мировому дереву и достигли рая, где, даже находясь там, они пожелали подняться ещё выше и превратились в солнце и луну (в другой версии мифа боги награждают их за победу, превращая в солнце и луну). Считается, что Герои-Близнецы могли символизировать легитимность правящего класса майя, хотя эта теория оспаривается. Несомненно, их история была чрезвычайно популярна среди майя, так как изображения близнецов часто встречаются в искусстве региона, где они показаны за игрой в их знаменитую игру. Основываясь на этих изображениях, можно заключить, что существовало множество преданий о Героях-Близнецах, которые были утрачены, и лишь «Пополь-Вух» сохранил единственную дошедшую до нас версию их истории.
Хобниль
Бог земледелия и процветания, входящий в триаду вместе с божествами Ахлуик и Чак.
Хозанек
Бог юга, связанный с Бакабом Кауаком и жёлтым цветом. Сын великой божественной четы — Ицамны и Ишчель.
Хун-Бац
Один из двух сводных братьев Героев-Близнецов (второй — Хун-Човен). Его имя означает «Один Ревун»; изображался в облике ревущей обезьяны. Вместе с братом считался покровителем художников и писцов.
Хун-Каме
Также известен как Хун-Кане. Один из владык подземного мира, который вместе с Гукуп Какишем убил Хун Хунапу, отца Героев-Близнецов. Позднее сам был уничтожен ими.
Хун-Човен
Второй из сводных братьев Героев-Близнецов (наряду с Хун-Бацем). Изображался в виде ревущей обезьяны. Вместе с братом считался покровителем художников и писцов.
Хунаб-Ку
Хотя Гукуматц был самым популярным богом, Хунаб-Ку считается верховным божеством пантеона майя, известным как «Единый Бог». Некоторые исследователи утверждали о его древности, однако, скорее всего, этот образ возник после христианизации майя во время испанского завоевания, и он сильно напоминает христианского Бога. Он невидим и не имеет формы, но может быть познан через своё проявление в боге Ицамна, называемом его сыном. Хунаб-Ку является супругом Иксазалво, божественной матери, связанной с водой, жизнью и ткачеством. В некоторых надписях его называют «Глаза и Уши Солнца», что подтверждает утверждение, что, подобно христианскому богу, он вездесущ и всеведущ.
Хун-Хунапу
Также известен как Бог Маиса. Хун-Хунапу погиб, но был воскрешён своими сыновьями и вернулся к жизни в облике маиса (кукурузы), поэтому отождествляется с умирающим и воскресающим божеством. Он является отцом великих Героев-Близнецов Хунапу и Шбаланке. Хун-Хунапу и его брат-близнец Вукуб-Хунапу были полубогами, которые после сотворения мира стали искусными игроками в игру богов — Пок-а-Ток. Владыки Шибальбы, находящейся под землёй, разгневались на шум, который производили близнецы, и задумали избавиться от них. Они пригласили юношей в подземный мир на игру в Пок-а-Ток. Однако до начала игры близнецы были обмануты жителями Шибальбы и убиты. Голова Хун-Хунапу была помещена в развилку дерева калабаши, которое тут же отяготилось необычными плодами. Юная дева Ишкик подошла к дереву и, протянув руку за плодом, услышала голос головы, попросившей открыть ладонь. Голова Хун-Хунапу плюнула ей в руку, и она забеременела Хунапу и Шбаланке. Затем голова отправила девушку жить к его матери, Шмукане.
Хунапу
Один из великих Героев-Близнецов, которые занимают центральное место в мифах майя и в киче-маяском тексте «Пополь-Вух». Сын Хун-Хунапу и Ишкик, Хунапу является богом вечера, возвращающим звёзды на небосвод. Вместе со своим братом Шбаланке он победил владык Шибальбы и установил порядок на земле. Ассоциируется с солнцем и в некоторых мифах отождествляется с самим солнцем.
Хунапу-Гутч
Имя, которое принял бог Алом после успешной третьей попытки сотворить человеческих существ.
Хунапу-Утиу
Одно из первоначальных тринадцати божеств, участвовавших в создании людей.
Хун-Нал-Йе
Бог солёной воды и моря, покровитель акул.
Хуракан
Также известен как «Сердце Неба» и «Одноногий». Хуракан — бог бури. В «Пополь-Вух» он выступает верховным творцом земли, который силой мысли создаёт существование, участвует в сотворении людей и насылает великий потоп, чтобы уничтожить несовершенные творения. Его также называют Владыкой Вихря и считают одним из богов (а иногда единственным), подаривших людям огонь.
«И»
Древняя богиня воды, покровительствующая морю, источникам и колодцам. Её имя неизвестно, но предполагается, что это могло быть «Ишик»
Ицамна
Считается основателем культуры майя, покровителем и защитником жрецов и писцов. Ицамна — одно из важнейших и популярнейших божеств. Подобно Гукуматцу, он обучил людей письменности, медицине, наукам, искусству, скульптуре и земледелию. Он создал и упорядочил календарь, а также научил людей правильному выращиванию маиса и какао. Является творцом и целителем, способным воскрешать мёртвых. В более поздних, постколумбовых источниках его называют сыном Хунаб-Ку, придавая ему многие черты, связанные с образом Христа. Его также отождествляют с пророком Замна, который по велению Великой Богини принёс священные писания в город Исамаль, а также с богом солнца Кинич Ахау. В одном из мифов он выступает отцом Бакабов.
Ицам-Йе
Также известен как Ицам-Йех, Змеиная Птица, Небесная Птица и Путь Ицамны. Это божество в образе птицы, обитавшей в развилке великого дерева сейба — Мирового Древа, соединявшего подземный мир с миром земным и небесным. С высоты своего гнезда Ицам-Йе мог видеть всё сотворённое и знать все тайны трёх уровней бытия. Изображения этого божества-птицы в Мировом Древе найдены во многих святилищах майя, обычно на храмах и святилищах, где Хранители дня совершали обряды и заклинания, защищавшие мир от хаоса и поддерживавшие порядок. Ицам-Йе считался мастером духовного мира, искусным в том, что сегодня можно назвать магией и колдовскими искусствами.
Иксазалуох
Богиня, связанная с водой и ткачеством.
Иксазалво
Божественная мать и супруга Хунаб-Ку. Иксазалво — богиня воды, жизни и ткачества. Она также покровительствует женской сексуальности и деторождению и известна своими целительскими способностями. Её оракулы считались важными посредниками в передаче божественных посланий людям.
Ишбаланке
Один из великих Героев-Близнецов, чьи подвиги описаны в «Пополь-Вух». См. Шбаланке
Ишчель
Сегодня её часто называют «богиней радуги», так как её имя можно перевести как «Госпожа Радуга». Ишчель связана с множеством аспектов жизни и космологии. В то время как современные изображения почти всегда показывают её как красивую молодую женщину с длинными тёмными волосами, сидящую на радуге или рядом с ней, древние майя изображали её старой, полной женщиной с резкими чертами лица и ушами ягуара, часто в головном уборе, из которого выползает живая змея, и с сосудом с водой в руках. Ишчель отождествляют с так называемой «богиней О» из Дрезденского кодекса, очевидно связанной с дождём, и поэтому её иногда считают богиней дождя, возможно, супругой Чака. Однако она также связана с войной, так как на древних изображениях её иногда показывают с когтями и украшенной костями. Диего де Ланда писал, что она является «богиней деторождения», а также медицины. Существуют свидетельства, что Хранители дня и лекари обращались к Ишчель в своей практике, но одновременно она ассоциируется с луной и изменчивостью, а также с ткачеством и искусством. Согласно одному мифу из Верапаса, она была супругой Ицамны и родила ему тринадцать сыновей. Какой бы ни была её основная сфера, несомненно одно — она была особенно почитаема женщинами, особенно беременными или желающими забеременеть. Её святилище на острове Косумель было чрезвычайно популярно и стало одним из важнейших мест паломничества майя. Остров, названный Кортесом Исла Мухерес («Остров женщин»), получил это имя из-за большого количества статуй богинь, найденных там, среди которых была и Ишчель. Святилища Ишчель до сих пор можно увидеть на Юкатане, особенно на Косумеле, где её образ переплёлся с образом Девы Марии, и обе они ныне совместно принимают молитвы и почитание женщин, продолжающих совершать паломничество на остров.
Иксюинайме
Богиня четырёх возрастов женщины (хотя остаётся неясным, означает ли это четыре исторических периода существования женщин или же четыре стадии женской жизни: дитя, дева, мать, старуха). Её имя трактуется как «Четыре сестры» или «Четыре лица». Она связана с четырьмя богами-творцами Аломом, Битолом, Кахоломом и Цаколем и через эту связь стала известна как Чиракан-Икшмукане, одна из тринадцати божеств, сотворивших людей.
Иксмакане
Один из тринадцати богов, участвовавших в сотворении людей. Его имя является финальной формой божества, изначально называвшегося Битол (хотя то же имя применялось и к другим богам в их «окончательной форме» после завершения творения).
Иксмукане
Одна из тринадцати богов, сотворивших людей, согласно одной из версий мифа. Также вариант имени Шумукане — бабушки знаменитых Героев-Близнецов, которая вместе со своим мужем, Икспияйоком, сотворила людей из маиса и считается одной из древнейших и мудрейших богинь в пантеоне майя.
Икспияйок
Имя бога-творца Цаколя, который после успешной третьей попытки сотворить людей разделился на две отдельные сущности и стал одновременно Цаколем и Икспияйоком. Также это вариант написания имени Шпияйок — мужа Шумукане, участвовавшего в создании людей из маиса.
Иштаб
Также известна как «Женщина-Верёвка», богиня самоубийств и, в особенности, тех, кто покончил с собой через повешение. Её изображают как разлагающийся женский труп, висящий в небесах на петле, что отражено в Дрезденском кодексе. Поскольку у майя самоубийство считалось почётной альтернативой жизни, добровольная смерть обеспечивала мгновенное попадание в рай, минуя мрачный и опасный подземный мир Шибальбы. Иштаб сопровождала души самоубийц в рай, где их ждали вечные наслаждения среди других блаженных душ — тех, кто погиб в бою, умер при родах, был принесён в жертву или погиб на игровом поле во время игры в Пок-а-Ток.
Икс-Туб-Тун
Змеиное божество, которое изрыгало драгоценные камни и ассоциировалось с дождём.
«К»
Имя, под которым ранее был известен бог К’ави (или К’авиил). К’авииль был покровителем царской власти, королевской династии и знати.
Кан
Один из главных Бакабов. Кан известен как Держатель Юга.
Кан-У-Уайейаб
Покровитель городов, хранитель городских общин.
Кан-Шиб-Юи
Один из богов-творцов, иногда упоминаемый как один из первоначальных тринадцати, создавших людей. Вероятно, изначально был местным богом плодородия, которого позже включили в число богов-творцов, хотя он встречается не во всех списках тринадцати.
Кианто
Также известен как Киант. Бог нежелательных влияний, прежде всего обозначавших болезни и чужеземцев.
Кичигонай
В традиции киче майя Кичигонай является создателем дня и богом света.
Кинич Ахау
Бог солнца, известный как «Лик Солнца», иногда упоминается как Кинич Аху. Был богом исцеления и медицины. Позднейший бог Хунаб-Ку считается слиянием образа Кинич Ахау и христианского Бога. В ранних мифах Кинич Ахау был супругом богини Иксазалво, тогда как в постконкистских преданиях эта роль перешла к Хунаб-Ку.
Кинич Какмо
Покровитель города Исамаль, солнечное божество, изображавшееся в облике ара (попугая).
Кисин
Другое имя Цисина — самого распространённого бога смерти. Также имя бога землетрясений, связанного с вечным соперничеством между Нохочациумом, Хапикерном и триадой Янто.
Кукулькан
См. Гукамáц
«Л»
Бог вечера, тьмы и ночи, имя которого пока неизвестно.
Бог Маиса
Фигура умирающего и возрождающегося бога в облике Хун Хунапу, убитого владыками Шибальбы, воскрешённого его сыновьями — Героями-Близнецами — и выходящего из подземного мира в образе кукурузы. «Подстриженный» бог маиса и «Лиственный» бог маиса — распространённые изображения по всему региону. го всегда изображали вечно молодым и красивым, с вытянутой, подобной початку, головой, с длинными, как кукурузные нити, волосами и украшенным нефритом, символизирующим стебель кукурузы.

Мам
Титул уважения, означающий «Дед», применяемый к ряду различных божеств майя, включая духов земли, гор и четырёх Бакабов. Бог Мам Мáшимон — постконкистское божество путешественников, торговцев, колдовства и неудачи, которое было отождествлено с христианским Иудой. В наши дни он является частью празднеств, связанных со Страстной неделей.
Маник
Бог жертвы, жертвенных жертвоприношений и очищающего страдания.
Митналь
Также известен как Метналь. В юкатекской традиции майя — название подземного мира, соответствующее киче-майяскому видению Шибальбы. Согласно «Пополь-Вух», Митналь — это мрачная земля, по которой текут реки крови и гноя, и населена она божествами с именами вроде Кровавые Зубы, Кровавые Когти, Летучая Струпьяная Рана и другими.
Мулак
Один из четырёх Бакабов, известный как «Держатель Востока».
Наум
Бог, создавший человеческий разум и сознание.
Након
Бог войны.
Нохочациум
Бог-созидатель и разрушитель, брат бога смерти Кисина (или, по иной версии, другого божества землетрясений, также известного как Кисин). Заклятый враг мировой змеи Хапикерна: в конце времён он уничтожит её, обвив вокруг себя и задушив, хотя в некоторых версиях вместе с этим погибнет и жизнь на земле. В мифах связан с Усуканом, Уйицином, Янто и Хапикерном — существами, враждебными людям. Также брат Шаманикинку, покровителя путешественников и торговцев.
Оч-Кан
Также известен как Очан и Ахацан — Великий Змей-Видение майя. Хранитель дня (шаман) должен был столкнуться с Змеем Видений лицом к лицу, чтобы понять мир духов и завершить своё посвящение в тайные знания. Появление Оч-Кана возвещал божественный вестник Ук-Цип в подземном мире Шибальбы.
Боги-Гребцы
Две божественные сущности, управляющие священной лодкой, которая проходит через подземный мир и поднимается в небеса. Старый Ягуар-гребец сидит спереди, Старый Скат-гребец — сзади. Они участвовали в создании Космического Очага в начале мира и символизируют дуальность — ночь и день, свет и тьму, вечный танец противоположностей. Также отождествлялись с Млечным Путём.
Павахтун
Божество календаря, связанное с четырьмя Бакабами и концом года. Он занимает позиции на четырёх углах неба, поддерживая мир.
Поксом
Бог болезней.
Кахолом
Один из богов, участвовавших в сотворении человека вместе с Аломом, Битолем и Цаколем.
К’ук’умац
См. Гукамáц
Текумбалам
Великая птица, посланная для того, чтобы ломать кости и разрывать мышцы людей, разгневавших богов. Эти люди были уничтожены во время великого потопа, который наслал Хуракан.
Тепеу
Один из богов-творцов, принимавший участие (иногда вместе с Гукамáцем и Хураканом) в создании людей.
Тлакóлотль
Бог зла, тех, кто творит зло, и тёмных мест, где плетутся коварные замыслы. Майя приписывали ему также землетрясения.
Тохил
Бог огня и покровитель города киче-майя Кумаркáх.
Цаколь
Один из тринадцати богов, участвовавших в создании человека. После успешной третьей попытки разделился на два существа — Цаколя и Икспиякока.
Цултакай
Также известен как Цуультак’ах, бог гор и долин.
Ук-Цип
Божество-вестник Владык Шибальбы, возвещавшее приход Великого Змея-Видения Оч-Кана.
Усукан
Грозный бог, ненавидящий людей. Его слугой является землетрясение, при помощи которого он стремится уничтожить человеческую жизнь. Его брат — мировой змей Хапикерн, также враждебный человечеству. Почти всегда упоминается вместе с Уйицином и Янто в составе так называемой «Триады Янто» — сверхъестественных «злодеев». Шаманикинку, бог путешественников и торговцев, также считался его братом.
Уйицин
Один из трёх братьев (Усукан, Уйицин и Янто), ненавидящих человечество и враждующих с богом Нохочациумом. Иногда Нохочациум и Шаманикинку также считались их братьями.
Змей-Видение
Мистический змей-бог, чрезвычайно важный для майя. Он знал тайны вселенной и мог передавать их Хранителю дня (шаману). См. Оч-Кан.
Волтан
Хтоническое божество, владыка барабанов. Его не следует путать с Вотаном, фигурой, популярной в современном «нью-эйдж» движении, но не имеющей подлинных корней в пантеоне майя. По преданию, Волтан был человеком, обожествлённым за свои великие деяния; он был супругом богини Ишчель.
Вукуб-Какиш
Гигантская птица-бог с изумрудными зубами, сражавшаяся с Хун-Хунапу и Вукуб-Хунапу — отцом и дядей Героических Близнецов. В итоге был ими повержен. Также известен как Вукуб-Какиш.
Вукубкане
Один из владык подземного мира Метнал (Шибальбы) в книге киче-майя «Пополь-Вух».
Уаи
По верованиям майя, каждый день наполнен особой энергией, которая либо помогает человеку, либо мешает ему. Уаи — это класс духов-покровителей, энергия которых направляет и поддерживает человека на протяжении дня и всей жизни. У каждого есть свой Уай, заботящийся о нём духовно. Уай может являться в облике животного, чтобы направлять и защищать, в таком виде он воспринимался как тотем или тотемный проводник. Также Уаи могут приходить во снах, перенося душу спящего в Уайиб (Место Сновидений), где он может общаться со своим духовным покровителем. Даже у богов майя был свой Уай, направляющий их энергию, если божество было открыто к такому руководству.
Мировое Дерево
Великое дерево сейба (Яшче) — Древо Жизни. Его корни уходят в подземный мир, ствол проходит через средний мир (землю), а крона простирается в рай. Оно прорастает сквозь девять уровней Шибальбы, поднимается через землю и далее через тринадцать уровней к Тамоанчан (раю). Основание Мирового Дерева растёт из расколотого панциря Космической Черепахи, а его ветви видны на небе как Млечный Путь, вытянутый с севера на юг. На оси Мирового Древа восседает птица-бог Ицам-Йе, знающая все тайны трёх уровней бытия.
Вицоб
Майя верили, что боги живут в горах, и слово Вицоб означает «гора», символизируя священную гору богов в Тамоанчане. Гора не считалась просто массой камня, но живым существом, наполненным той же духовной энергией, что протекала через человека и всё живое. Благодаря своей высоте горы воспринимались как проявления духовной силы и влияния. Знаменитые храмы майя — от Чичен-Ицы до Алтун-Ха — представляли собой искусственные горы, построенные для того, чтобы боги-покровители городов и их свита чувствовали себя «дома».
Шаманикинку
Бог-покровитель торговцев и путешественников, повелитель Севера и северных энергий. Считался братом Нохочациума, Янто, Усукана и Уйицина. Также известен как Шаман Эк.
Шбаланке
Один из великих Героических Близнецов, центральных персонажей мифологии майя и книги киче «Пополь-Вух». Сын Хун-Хунапу и Ишкик. Шбаланке считается воином-близнецом, ведущим путь через подземный мир. Вместе с братом Хунахпу он победил владык Шибальбы и установил порядок на земле. Ассоциируется с Луной, а в некоторых версиях мифов сам отождествляется с Луной.
Шекотковач
Птица-слуга бога Алома. Имя переводится как «Выкалывающий лицо». Он участвовал в уничтожении несовершенных людей второй попытки сотворения, выклёвывая им глаза.
Шибальба
Киче майя называли так подземный мир, соответствующий слову Метналь у юкатекских майя. Название переводится как «Место ужаса». Там, по верованиям, обитали шибальбанцы — мрачные, скрытные и враждебные к людям существа. После смерти душа должна была пройти через Шибальбу, чтобы достичь рая. Если душа оказывалась «недостойной», она оставалась в Шибальбе во власти богов смерти, таких как Цизин, на вечные времена. Однако при этом следует отметить, что ряд владык Шибальбы также был связан с обновлением и возрождением, поэтому Шибальба не должна восприниматься как аналог христианского ада.

Шумукане и Шпияйок
Родители Хун-Хунапу и Вукуб-Хунапу, бабушка и дедушка Героических Близнецов. Считались самыми древними богами пантеона майя, божественной супружеской парой и первыми Хранителями дня, которые помогли создать человека. Согласно киче майя, после того как тринадцать богов-творцов потерпели неудачу в попытках сотворить людей, они обратились за советом к более древним богам — Шумукане и Шпияйоку, чтобы узнать, в чём была их ошибка. Боги спросили древнюю пару, может ли дерево быть подходящим материалом для создания людей. Два Хранителя дня обратились к священному календарю и ответили, что дерево кажется подходящим материалом. Однако, когда люди из дерева были созданы, они оказались неприемлемыми. Они могли ходить и говорить, но не проявляли почтения к богам и не умели обращаться к календарю; поэтому боги уничтожили их в великом потопе. Затем Шумукане смолола белую и жёлтую кукурузу (маис) и омыла руки, сохранив воду, чтобы сварить священный отвар, который даровал жизнь людям, сотворённым из кукурузы, и так началась человеческая жизнь на земле. Шумукане считается Великой Пра-Бабушкой, божественной повивальной бабкой, ответственной за все рождения, а Шпияйок — Великим Пра-Дедом, божественным сватом, управляющим заключением всех браков. Как первые два Хранителя дня, они тесно связаны со священным календарём.
Шкик
Также известна как Шкик, Богиня Кровавой Луны и Кровавая Дева. Она — дочь Кучумакика, одного из Владык Шибальбы, и девственная мать Героических Близнецов Хунапу и Шбаланке. После того как Владыки Шибальбы убили Хун-Хунапу и Вукуб-Хунапу, они поместили отрубленную голову Хун-Хунапу на ветви тыквенного дерева (калабаса) в подземном мире в качестве предупреждения другим, чтобы с ними не осмеливались спорить. Шкик привлекли странные плоды дерева, и, приблизившись, она услышала обращение головы Хун-Хунапу, которая плюнула ей в раскрытую ладонь. Так она зачала героических близнецов и, следуя велению Хун-Хунапу, покинула Шибальбу и предстала перед его матерью, Шумукане. Пройдя испытание, подтверждающее её подлинность, она родила близнецов, которых затем в основном воспитывала их бабушка. Шкик отождествляется с убывающей луной (в то время как Шумукане — с растущей луной), а также с Венерой и изображается как богиня плодородия и материнства.
Ялук
Верховный бог молний, создающий бури, которые насылает бог дождя Чак. Ему помогают два брата-божества — Койопа и Какулха.
Янто
Божество, враждебное человечеству, связанное со своими братьями Усуканом и Уйицином в триаду, которых обычно упоминают вместе. Эти трое ненавидят людей и радуются человеческим страданиям. Они связаны с землетрясениями и разрушением и одновременно являются братьями доброжелательного Нохоча-Каюма, а также бога путешественников и торговцев Шаманикинку и обвивающего мир змея Хапикерна.
Яшче
Мировое Древо, также известное как Древо Жизни. См. Мировое Древо.
Юмбаламоб
Защищающие духи, которые обитают на первом уровне над землёй и являются хранителями и защитниками христиан. Днём они невидимы, но ночью становятся на стражу возле крестов, установленных верующими у своих домов. С обсидиановыми ножами они рассеивают ветры, которые могли бы повредить деревне, а также с их помощью отражают опасности джунглей и передают послания друг другу.
Юм Каакс
Бог лесов, природы, какао, растений и охоты. Также известен как Йом Кааш, Юм Каакс, Юм Ка’аш. Его регулярно призывали земледельцы перед очисткой земли для посевов. Он считается благосклонным божеством, охраняющим растения и животных для пользы и пропитания человека. Может направить стрелу охотника к великой добыче или, если не было проявлено должного уважения, обратить стрелу против самого охотника.
Юм Цимиль
Один из Владык Шибальбы, тесно связанный с Ах Пучем и Сицином. Подобно Сицину, он носит ожерелье из свисающих глаз и изображается в скелетообразном виде, с костями, украшающими его скудное одеяние.
Юмчакоб
Также известные как Нукуч-Юмчакоб, это беловолосые, старые божества, ведающие дождями. Юмчакоб благосклонны к людям и любят курить сигары. Они связаны с Кукульканом, и, по мнению некоторых учёных, великий бог некогда был одним из них, прежде чем снизошёл на землю. В пост-конкистадорский период на Юкатане их изображали обитающими на шестом уровне над землёй, непосредственно под Эль Гран Диосом, то есть христианским богом.
Зак-Цими
Один из четырёх Бакабов. См. Кауак.
Сипакна
Высокомерный великан, чья история рассказана в «Пополь-Вух». Он был сыном Вукуб-Какиша и Чималмат, братом Кабракана и, как и остальные члены его семьи, отличался надменностью. Известен двумя событиями: сказанием о Четырёхстах Юношах и своей смертью от рук Героических Близнецов Хунапу и Шбаланке, которые убили его, сбросив на него гору. См. Четыреста Юношей.
Сотс
Бог летучих мышей, пещер и покровитель племени цоциль. Также известен как Сотцилаха и Сотс.
Ваш комментарий будет первым